Суббота, 04.05.24, 02:31
Приветствую Вас Гость | RSS
LEVE FOOTBAL ONLINE
Меню сайта
IRONFANS
88x31
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта


Спортбокс
>
Визитёры
88x31
Иронфанс

11x11

Архив записей
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Газета
Республиканская ежедневная газета «Северная Осетия»
РСО-А
Официальный портал Республики Северная Осетия-Алания
в Фэйсбуке
ВКОНТАКТЕ
в Одноклассниках
в Твиттере
Twitter

В ютубе
Дигора
Мы будем очень рады, если вы разместите наш баннер у вас на сайте
Это наша Зверушка
Осетинские именаPDFПечатьE-mail
Цæгæраты М.А.

СЛАВНЫХ ПРЕДКОВ ИМЕНА

Сборник имен восточно-иранских народов
(от киммерийцев до осетин)


 
В данной работе автором собранно около двух тысяч имен иранского корня, зафиксированных в письменной и эпической традиции. Книга охватывает большой временной отрезок с момента первого появления упоминаний о киммерийцах (VIII в. до. нашей эры) и до наших дней. Здесь приведены имена аланов, бактрийцев, кидаритов, киммерийцев, кушанов, массагетов, роксоланов, савроматов, саков, сарматов, скифов, тохаров, хорезмийцев, эфталитов, языгов, ясов, и конечно осетин, в общем всех кого в научном мире принято называть восточными (или северными) иранцами.

                                                                                        ПРЕДИСЛОВИЕ

   С чего начинается Родина? Мне кажется, что с конкретного человека. Нет человека - нет Родины. А у человека должно быть Имя. Имя - как маленькая Родина. В Имени человека зашифрована мудрость народа, его душа, его звучные песни, мечты и стремления, его прошлое, настоящее и будущее.
   Уважаемый читатель книга, которую ты держишь, является символическим памятником нашим предкам, ираноязычным народам прошлого, которые с честью и достоинством пронесли имена свои по страницам мировой истории. 
   С севера на юг, с востока на запад, на бескрайних просторах Евразии конные лавины светлоглазых воинов стремительными потоками врывались в исторические судьбы окружающих народов, становясь кому-то справедливыми и мудрыми богами, кому-то ярыми, наводящими ужас врагами. 
   Отважные киммерийцы и скифы, попиравшие древние государства междуречья, свирепые сарматы покорившие Европу, храбрые саки и массагеты, парны и дахи, эфталиты и хиониты заставившие трепетать Азию и Индию, неистовые в бою усуни и динлины - извечная угроза Китая, воспетые греками - непримиримые аримаспы и исседоны, все они объединенные общностью языка, культуры, жизненного уклада и религиозной системы представляли удивительный и неповторимый мир древней цивилизации ариев. 
   Основывая правящие династии, неся с собой достижения металлургии и военного ремесла, животноводства и социального уклада, основы религиозно-философской системы, они заставляли колесо истории вращаться быстрее. 
   Сегодня множество народов претендует на их наследство, но только осетины бережно сохранившие до наших дней язык, культуру и религиозную систему, могут по праву считаться наследниками их славы. Только у осетин и по сей день можно встретить их звучные древние имена. Имена их царей, героев и мудрецов.
   Как говорится в предании, создавая страны и народы, Бог наделил одни народы - навыками писать и читать, а другие народы наделил такими качествами, чтобы писали о них. 
   Историю своего народа мы читаем по чужим летописям, узнавая в них имена славных предков их деяния и свершения. Но что мы сможем передать своим потомкам - будущим поколениям аланов-осетин? По каким деяниям они будут ценить нас? Какие имена войдут в анналы истории?
   Имя представляет большой объём социальной информации о его носителе. Зная лишь одно имя можно получить представление о национальности, вероисповедании, особенностях характера и темперамента. 
   Сегодня, северные осетины, давно переписанные на русский манер подшучивают над южанами имеющими грузинские имена или фамильные окончания, хотя сами почти забыли звучания осетинских имен и фамилий. Сегодня можно услышать философские размышления о неблагозвучии осетинского имени или о том, что «нужно жить сегодняшним днем, и имена детям нужно давать европейские». Но получается очень комично как вам: Эрик Маратович Елбиздикоев? Европеец? - Безусловно! Или Богумил Азаматович Хиштхоров- современно? - Ну конечно! 
   А вот другой довод: «А как к человеку с осетинским именем отнесутся за приделами Осетии»?
-Да так как он того заслужит! А может быть у всех осетин мечта - поскорее убраться из Осетии?
Или:- «Это труднопроизносимое для других имя». Тогда почему греческое Пантелеймон - они выговаривают, а осетинское Урызмаг, даже не пытаются? Не потому ли что мы сами не даем такую возможность?
   Есть и другая крайность: зайдя в любой класс средней образовательной школы и в нем без труда можно найти пару тройку аланчиков, несколько казиков и сарматиков, полдюжины сосиков и батиков. Это что мода такая называть детей одинаковыми именами или рак фантазии? 
Между тем сохранился до наших дней огромнейший пласт «говорящих имен», зафиксированных в греческих, римских, индийских, китайских, армянских, сирийских, еврейских, арабских и многих других источниках, а также бережно сохраненный прежними поколениями осетин в сказках, легендах, преданиях и в Нартском эпосе.
   Древние иранцы свято верили в магическую силу имени. Имя - отражение судьбы, программа поведения и смысл существования. Загадочную и необъяснимую власть имени над судьбой наши предки заметили еще в древности. Они были уверены, что Судьба человека, предначертана в его имени. 
   По их мнению «Говорящие имена» предопределяли физическую силу (Неистощимый, Здоровый, Великий, Мощнотелый, Крепкорукий), богатство и достаток (Наделенный Фарном, Имеющий много скота, Изобильный, Многоконный), покровительство богов (Посвященный Митре, Принадлежащий богам, Божественный), качества характера (Храбрейший, Добродушный, Мягкосердечный) и многое другое. Давая детям заведомо не благозвучные имена (Ненужный, Осленок, Черный пес, Щенок), пытались ввести в заблуждение силы зла. 
   Сознавая сакральность имени, при рождении ребенку давали два имени детское - «домашнее» (Габыла, Баппу, Дзиба, Бабо и др.) для внутреннего пользования (зачастую давалось женщинами) и настоящее –«социальное». Мальчику давал имя исключительно мужчина, девочке женщина. Человек, наделявший именем, считался у осетин родственником, опекуном и покровителем на всю жизнь. В плоть до XVIII века Осетины, держали в секрете «домашнее» имя, данное ребенку, тем самым пытаясь обмануть злых духов, болезни и напасти. Обычай так или иначе скрывать своë имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира.
   Имя человека это еще и источник исторических сведений о его народе. О событиях происходящих в этносе или вокруг него. 
   Как известно, основная масса осетинских фамилий происходит от собственного имени. От имени прародителя-основателя фамилии. Стало быть, следуя логике, осетинские фамилии это богатейший источник осетинских имен. Однако к этому источнику следует относиться с осторожностью. Большая часть современных осетинских фамилий зародилась не ранее XVI-XVII веков. Этот период характеризуется политическим доминированием в Северо-Кавказском регионе Крымского ханства и возрастанием влияния на осетин тюркского (прежде всего ногайского) и адыгского (кабардинского) факторов. В связи с этим у осетин получают распространение имена (а стало быть, фамилии) в тюркской (Ханджери, Абай, Карай, Бекмурза и др.) и адыгской (Аладжико, Афако, Дохчико и др.) огласовке. 
   Значительную часть среди осетинских фамилий составляют фамилии, происходящие от так называемых «детских» или «домашних» имен. «Детские» имена имели либо звукоподражательную основу, либо форму шуточных прозвищ. Наличие «детских» имен у многих родоначальников фамилий, можно объяснить на наш взгляд, одной из наиболее трагичных страниц нашей истории. Чудовищных размахов эпидемии черной оспы, чумы и холеры, в короткий срок обезлюдили Осетию. Опустевшие дома, вымершие фамилии, роды, кварталы, села и общества. Именно в этих условиях, чудом уцелевшие, осиротевшие дети, не «переросшие» свои «домашние» имена, взрослея, становились родоначальниками новых фамилий, основателями селений и общин. 
   Однако существуют и в значительной степени, осетинские фамильные имена считающиеся «говорящими», имеющие смысловую нагрузку (Фарни, Амбал, Хадарц, Тархан и др.).
   Таким образом, рассуждая об осетинских именах можно вычленять две категории: имена распространенные у осетин (с значительным числом заимствованных и адаптированных к языку иноэтнических имен) и имена собственно осетинской основы (находящие созвучие и объяснение в именах наших предков).
   В данной работе автором собранно около двух тысяч имен. В ней собраны имена собственно иранского корня, зафиксированные в письменной и эпической традиции. Книга охватывает большой временной отрезок с момента первого появления в письменной традиции упоминаний о киммерийцах (VIII в. до. нашей эры) и до наших дней. Здесь приведены имена аланов, бактрийцев, кидаритов, киммерийцев, кушанов, массагетов, роксоланов, савроматов, саков, сарматов, скифов, тохаров, хорезмийцев, эфталитов, языгов, ясов, и конечно осетин, в общем всех кого в научном мире принято называть восточными (или северными) иранцами. 
   Данная книга не является научной работой. Источниками информации послужили труды историков, географов и летописцев древнего мира и средневековья, работы русских, советских, российских и осетинских исследователей, эпические памятники осетинского и других современных иранских народов, а также материалы из фондов ЦГА РСО-Алания
   Для удобства читателя справочник имен приведен в форме таблицы. Имена расположены в алфавитном порядке. Каждое имя дается в русской и латинской (греческой) транскрипции, по возможности сопровождено переводом и комментарием.
 
 
 
 
 

                                                                                        ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

   В течении четырёх лет я работал над подготовкой данного справочника. Было прочитано множество научных статей, книг и монографий, проработано большое количество исторических источников, а также сказок, легенд, преданий, эпических сказаний. Много дней проведено в работе с фондами республиканского архива. Не оценимую помощь в подготовке этой работы мне оказали мои друзья, родные и прежде всего отец -мой первый рецензент и консультант. Конечно-же настоящий справочник не может претендовать на исчерпывающий ономастикон восточно-иранских народов, но возможно он послужит хорошим отправным материалом для будущих исследователей. А если благодаря ему в Алании, появится хотя бы с десяток мальчиков и девочек со звучными, красивыми, традиционными для осетин именами, то поставленную перед собой задачу, я буду считать выполненной. 

   Буду признателен если Ваши отзывы, замечания и дополнения по данной работе будут направлены по адресу: 362035 г. Владикавказ, ул.Леваневского, 238, или по электронной почте на адрес: maskut@mail.ru


                                                                                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Том I-III. М., 1996.
  • Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Том IV. Л., 1989.
  • Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. М., 1965.
  • Абаев В.И. Скифо-сарматские наречия // Основы иранского языкознания. М., 1979. Т. 1. 
  • Абрамова М.П. Центральное Предкавказье в сарматское время (IIIв. до н.э.-IVв.н.э.). М.,1993.
  • Аветисян В.А. Государство Митанни. Ереван, 1984.
  • Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. — Алма-Ата, 1963.
  • Алексеев А.Ю. Скифская хроника. (Скифы в VII-IVвв. до н.э.: историко-археологический очерк). Спб., 1992.
  • Алексеев Ю.А. Скифские цари и царские курганы V-IV вв. до н.э., ВДИ, №3, 1996. 
  • Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.,2003.
  • Алиев И. Г. История Мидии, Баку,1960.
  • Алиев И.Г., Асланов Г.М. Племена сармато-массагето-аланского круга в Азербайджане//Древний Восток. Вып.2. Ереван, 1976.
  • Аммиан Марцеллин. Римская история. Перевод Кулаковского Ю.А. и Сони А.И. Спб., 2000.
  • Андреев А. История Крыма, М., 2002. 
  • Анохин В.А. Монетное дело Боспора. Киев, 1986.
  • Аппиан. Римские войны. Спб., 1994.
  • Арриан. Поход Александра. — М.: МИФ, 1993.
  • Артамонов М.И. Вопросы истории скифов в советской науке, ВДИ, 1947, №3 
  • Басили.Жизнь царицы цариц Тамар. Тбилиси. Мецниереба. 1985.
  • Бахрах Б.С. Аланы на западе. М.,1993.
  • Берлизов Н.Е., Каминский В.И. Аланы, Кангюй и Давань //ПАВ. 1993. Вып.7.
  • Бибиков М.В. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. Спб., 1999.
  • Блаватская Т.В. Греки и скифы в Западном Причерноморье, ВДИ, 1948, №1; 
  • Блаватский Б.Д. Об этническом составе населения Пантикапея в IV-III вв. до н. э. // СА, XXVIII, 1958. 
  • Бокщанин А.Г. Парфия и Рим. - М.1969.
  • Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.,1985.
  • Вайнберг Б.И. Монеты Древнего Хорезма. М., 1977.
  • Вайнберг Б.И. Этногеография Турана в древности. VIIв. до н.э. – VIIIв. н.э. М., 1999.
  • Вайнберг Б.И. Эфталитская династия Чаганиана и Хорезм (по данным нумизматики).//Нумизматический сборник. ГИМ.Ч.IV. Вып.III. М.,1971.
  • Виноградов В.Б. Сарматы Северо-Восточного Кавказа. Грозный, 1963.
  • Виноградов Ю.А. Там закололся Митридат. Военная история Боспора Киммерийского в доримскую эпоху (VI-I вв. до н.э.). М., 2004.
  • Виноградов Ю.А., Марченко К.К. Северное Причерноморье в скифскую эпоху. Опыт периодизации истории // Советская археология. 1991. №1. 
  • Виноградов Ю.Г. Варвары в просопографии Ольвии VI-V вв. до н. э. // Материалы II Всесоюзного симпозиума по древней истории Причерноморья "Демографическая ситуация в Причерноморье в период Великой греческой колонизации". Тбилиси. 1981. 
  • Виноградов Ю.Г. Очерк военно-политической истории сарматов в I в. н.э. // ВДИ. 1994. № 2.
  • Виноградов Ю.Г. Перстень царя Скила. Политическая и династийная история скифов первой половины V в. до н. э. // СА, 1980, №3. 
  • Габриелян Р.А. Армянские источники об аланах. Вып.1. Ереван, 1985.
  • Габриелян Р.А. Армянские источники об аланах. Вып.2. Ереван, 1986.
  • Гай Светоний Транквил. Жизнь двенадцати Цезарей. Перевод и примечание Гаспарова М.Л. М.,1990.
  • Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949.
  • Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э. Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1961.
  • Гелланик в пересказе Стефана Византийского; В.Латышев. ВДИ, 1947, №1. 
  • Геродот Мельпомена. Перевод и примечания Стратановского Г.А. Владикавказ,1991.
  • Гиппократ "О болезнях" по изданию В.Латышев. "Известия…", ВДИ, 1947, №2.
  • Гранковский Ю.В. Народы Пакистана. Основные этапы этнической истории. М. 1964.
  • Грантовский С.М. Иран и иранцы до Ахеменидов. М., 1998.
  • Гумелев Л.Н. Хунну. Степная трилогия.- Спб. 1993.
  • Гутнов Ф.Х. Аланские портреты. Владикавказ, 2005.
  • Гутнов Ф.Х. Века и люди: Из истории осетинских сел и фамилий. Владикавказ, 2004.
  • Гутнов Ф.Х. Скифские портреты // журнал "Дарьял", №3, 1999. 
  • Десятчиков Ю. М. Арифарн, царь сираков // История и культура античного мира,- М.: Наука, 1977 - c. 45-48.
  • Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Перевод и примечание Цулая Г.В. Тбилиси,1986.
  • Ельницкий Л. А. Скифия евразийских степей. Новосибирск, 1977.
  • Жебелев С.А., Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре, ВДИ, №3,1938.
  • Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Спб. 1997.
  • История Осетии в документах и материалах (С древнейших времен до конца XVIII века). Том I / Сост. Г.Д.Тогошвили, И.Н.Цховребов. – Цхинвали: Госиздат Юго-Осетии, 1962.
  • История Юго-Осетии в документах и материалах (1800-1864гг.). Том II / Сост. И.Н.Цховребов. – Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1960. 
  • История Юго-Осетии в документах и материалах (1864-1900гг.). Том III / Сост. И.Н.Цховребов. – Цхинвал: Госиздат Юго-Осетии, 1961.
  • Каллистов Д.П. Очерки по истории северного Причерноморья античной эпохи. Л., 1949. 
  • Калоев Б.А. Данные этнографии и фольклора о происхождении осетин // Происхождение осетинского народа / Под ред. X. С. Черджиева. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1967. С. 98-124.
  • Калоев Б.А. Осетины (историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1971.
  • Калоев Б.А. Осетины глазами русских и иностранных путешест-венников. - Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство,1967.
  • Камболов Т.Т. Очерк истории осетинского языка: Учебное пособие для вузов – Владикавказ. Ир, 2006.
  • Карышковский П.О. О монетах царя Фарзоя // Археологические памятники Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1982. 
  • Книга Велеса. Перевод и пояснения Асова А.И. Спб.,1999.
  • Книпович Т.Н. Население Ольвии в VI-I вв. до н. э. по данным эпиграфических источников // Материалы по археологии. 1956. №50. 
  • Книпович Т.Н., Е.И. Леви – Надписи Ольвии (1917-1965) Л., 1968.
  • Князевский И.О. Византия и кочевники южнорусских степей. Спб.:2003.
  • Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969.
  • Корпус боспорских надписей. М.; Л., 1965.
  • Ксенофонт. Анабасис http://www.xlegio.ru/sources/xenophon/anabasis 
  • Куклина И.В. Анахарсис. ВДИ, 1971, №3. 
  • Кулаковский Ю.А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. Спб., 2000.
  • Латышев В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. ВДИ, 1947.
  • Лукиан, Собр. соч в 2-х томах, М.-Л., 1935, т.1.
  • Лысенко Н.Н. Военно-политическая история аланов. Ранний период:2в.до н.э.-2в. н.э. Спб., 2007.
  • Мандельштам А.М. Происхождение и ранняя история кушан в свете археологических данных // Центральная Азия в кушанскую эпоху. Т.1. – М., 1974.
  • Марр Н.Я. Избранные работы, т. 5, М., 1935; 
  • Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959.
  • Миллер В.Ф. В горах Осетии. Владикавказ: Алания, 1998. 
  • Миллер В.Ф. Осетинские этюды. (Репринтное издание с Ученых записок императорского Московского университета. В. I-III. М., 1881-1887). Владикавказ, 1992.
  • Миллер В.Ф. Эпиграфические следы иранства на юге России // ЖМНП, 1886. 
  • Михаил Панарет. Трапезунтская хроника. / "Труды по востоковедению" изд. Лазаревским ин-том. вост. яз. М. 1905
  • Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Ереван. Матенадаран. 1984.
  • Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван. Айастан. 1990.
  • Молев Е. К вопросу о происхождении династии Митридатов // Вестник древней истории, 1983, №4.
  • Молев Е. Эллины и варвары, М., 2003. 
  • Нартские сказания. -Владикавказ, 1995.(на осет. языке)
  • Нартские сказания. -Дзауджикау, 1946.(на осет. языке)
  • Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. –М.:Наука1989-1991.
  • Нефедкин А.К. Под знаменем дракона: Военное дело сарматов во2 в.до н.э.-5 в.н.э. Спб, 2004.
  • Олимпиадор Фиванский. История. Перевод и примечания Скржинской Е.Ч. Спб., 1999.
  • Осетинские сказки //Сост. Джикаев Ш.Ф. –Орджоникидзе. Ир, 1983. (на осет. языке)
  • Осетинские сказки //Сост. Калоев Г.З. –Орджоникидзе. Ир, 1974. 
  • Осетинское народное творчество // В двух томах //Составитель Салагаева З. –Владикавказ.Ир, 2007. (на осетинском языке).
  • Осипов А. Краткий очерк истории Индии до Х века. М.,1948.
  • Памятник эриставов. Тбилиси. Мецниереба. 1979.
  • Пиоро И.С. Крымская Готия. Очерки этнической истории Крыма в позднеримский период и раннее средневековье. - К.: Наукова думка, 1990.
  • Пиотровский Б.Б. Скифский мир // Курьер ЮНЕСКО. Январь.1977. 
  • Письма Плиния младшего. Книги 1-10. М.,1982.
  • Приск Панийский. Готская история. Вестник древней истории. 1948, No. 4, стр. 244-267.
  • Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М. Арктос. 1996.
  • Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. — М.: Наука. 1993.
  • Псевдо-Шапух Багратуни. История анонимного повестователя. М. 1971.
  • Рыжов К.В. Все монархи мира: Древний Восток. М., 2001.
  • Симоненко А.В. Фарзой и Инисмей – аорсы или аланы? // ВДИ. № 3, 1992. 
  • Сказания о нартах / Пер. с осет. Либединского Ю. -Владикавказ, 2000.
  • Сказания о нартах в пяти томах // том первый. //Сост. Гутиев К.Ц. –Орджоникидзе. Ир,1989.(на осет. языке)
  • Скифский мир. Киев, 1975. 
  • Скржинская М.В. Герои киммерийских и скифских легенд, ВДИ, 1986, №4. 
  • Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., Наука, 1977.
  • Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. -Минск, 2005.
  • Толстой И.И., Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. -М.-Л. 1953.
  • Торчинов В.А., Кисиев М.Ш. Осетия. Историко-этнографический справочник. -Спб.-Владикавказ, 1998.
  • Трубачев О.Н. "Старая Скифия" Геродота и славяне. Лингвистический аспект // Вопросы языкознания. №4, 1979. 
  • Трубачев О.Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в северном Причерноморье, Вопросы языкознания, №6, 1977.
  • Трубачев О.Н. О синдах и их языке // Вопросы языкознания. №4, 1976. 
  • Фавстос Бузанд. История Армении. -Ереван,1953.
  • Флавий И. Иудейская война. — Мн.: Беларусь, 1991.
  • Хазанов А.М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников Евразийских степей. -М., 1975.
  • Цогоев В.Г. Словарь осетинских личных имен. Орджоникидзе,1990.
  • Шелов Д.Б. Некоторые вопросы этнической истории Приазовья II-III вв. н. э. // ВДИ. №1, 1974. 
  • Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М., 1972.
  • Шмидт А. Н. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // Ученые записки Института востоковедения. М.-Л., 1958. Т. XVI.
  • Щукин М.Б. Царство Фарзоя. Эпизод из истории Северного Причерноморья // СГЭ. 1982. 



Публикуется с разрешения автора Цæгæраты М.А.
 
Copyright MyCorp © 2024